ЛТЗ 55: технические характеристики

ЛТЗ 55: технические характеристики

Один из последних липецких тракторов

Тридцать четыре года, с 1961го по 1995й, основной моделью Липецкого тракторного завода был известный всем и каждому в СССР (в основном на селе) «Т-40» и его модификации. Этот «трудяга», растиражированный в количестве без малого 1,2 миллиона экземпляров, к концу 80-х годов уже морально устарел и требовал глубокой модернизации. И он её получил: в 1991 году с конвейера завода сошёл первый новый трактор «ЛТЗ-55», он же – глубоко переработанный и усовершенствованный «Т-40М». Это компактный, универсальный трактор для крестьянских хозяйств и коммунальных служб, относящийся к 0,9 тяговому классу.

История предприятия и модели «ЛТЗ-55»

Трактор «ЛТЗ-55», у которого были все шансы занять свою нишу на рынке России и постсоветского пространства, с начала двухтысячных больше не производится. Как и прочие липецкие трактора. Потому что тотальную разруху и «прихватизацию» девяностых – начала двухтысячных Липецкий тракторный завод не пережил. Повторив печальную судьбу многих славных предприятий советской эпохи, по схеме: «прихватизация» – распродажа и разорение всего и вся – сдача оставшихся в пригодном состоянии помещений в аренду – продажа участков в городской черте под жилую и коммерческую застройку.

История предприятия и модели «ЛТЗ-55»

Одно из последних фото заводоуправления ЛТЗ. Сейчас и это здание, и цеха находятся в руинированном состоянии.

Создан Липецкий тракторный завод был в 1937 году, производил военные тягачи для артиллерии, а свою первую гражданскую продукцию – гусеничные трактора «Кировец-35», начал выпускать в 1944м. Колёсные трактора предприятие начало производить в 1957 году; это были трактора 0,6 тягового класса «Т-25», затем «Т-30» и «Т-35». Самым массовым липецким трактором в истории стал «Т-40», в нескольких его заднеприводных и полноприводных модификациях. Эта модель является прямым и непосредственным «потомком» трактора «ЛТЗ-55».

При модернизации «Т-40» конструкторским бюро завода были учтены все современные требования к специализированному универсально-пропашному транспортному средству; обеспечена максимальная совместимость с доп. оборудованием и универсальность применения сельхозмашины; добавлено мощности дизельному двигателю «Д-144», в значительной степени усовершенствованы кабина и рабочее место механизатора.

Специалистами завода была проведена особая работа по оптимизации распределения массы отдельных узлов трактора на задний и передний мост, чтобы снизить расход топлива и себестоимость производимой продукции. Был расширен (до 120 наименований!) и список всевозможного дополнительного оборудования и агрегатов, с которыми возможно использовать трактор.

Технические характеристики трактора «ЛТЗ-55»

Сфера применения и основные показатели в цифрах

«ЛТЗ-55» – это универсально-пропашной трактор 0,9 тягового класса, предназначенный, в первую очередь, для выполнения полного спектра сельскохозяйственных работ по обработке почвы: пахоты, культивации, посева, межрядовой обработки различных культур и т.д., и т.п. Возможность агрегатирования с широким перечнем навесного оборудования, компактность, маневренность и тяговитость позволяют применять данные трактора также и в лесопромышленной отрасли; и в коммунальных хозяйствах: для уборки снега и мусора, для транспортировки любых грузов, и так далее.

Габаритные размеры трактора: (Длина х Ширина х Высота, в мм) 3750 х 1710(2170) х 2560. Дорожный (агротехнический) просвет – от 500 до 600мм, в зависимости от модификации. Масса (базовая, без доп. оборудования) – 2,65 т. Длина базы – 2145 мм. Ширина колеи: от 1375 до 1840 мм.

Двигатель трактора «ЛТЗ-55»

Мотор трактору «ЛТЗ-55» достался в наследство от «Т-40». Это четырёхтактный дизельный мотор «Д-144» производства Владимирского моторо-тракторного завода. При сохранении рабочего объёма в 4,15 л мощность данного двигателя была увеличена до 50 лошадиных сил (36,8 кВт). А показатели расхода топлива наоборот, уменьшены.

Двигатели марки «Д-144» – это выверенная за долгие годы производства и эксплуатации модель, зарекомендовавшая себя как в высшей степени надежная, прочная, безопасная и неприхотливая. Эти дизеля, в различных вариациях, десятилетиями трудятся как на тракторах, так и на автопогрузчиках, асфальтоукладчиках, бетоносмесителях, сварочных аппаратах, компрессорных станциях и на прочей технике.
Двигатель трактора «ЛТЗ-55»

Дизельный двигатель Д-144

Четыре цилиндра двигателя «Д-144» расположены рядно. Диаметр каждого цилиндра составляет 105 мм. Номинальное значение оборотов двигателя – 1800 в минуту. Удельный расход топлива, по данным производителя, составляет 242 г/(кВт х ч), а при эксплуатационной мощности – 178 г/(кВт х ч). Необходимо отметить, что, помимо экономичности, данный двигатель обладает также пониженным содержанием окиси углерода в выхлопных газах.

Трансмиссия и сцепление «ЛТЗ-55»; рулевое управление

Трактор оборудован восьмиступенчатой коробкой передач: семь передних и одна задняя. Трансмиссия обладает реверсом для каждой скорости; фрикционной однодисковой муфтой сцепления сухого типа (с дополнительной муфтой независимого ВОМ); сухими ленточными тормозами; стояночным тормозом с приводом на основные колёса. Управление передним мостом осуществляется рулевой колонкой, снабжённой гидроусилителем с насосом-дозатором. Рулевую колонку имеется возможность регулировать как по углу наклона, так и по высоте рулевого колеса – при помощи цангового зажима, находящегося в трубе стойки.

Ходовая часть

Трактор «ЛТЗ-55» — это заднеприводная сельхозмашина. Подвеска задних колёс – жёсткая, для передней оси предусмотрен пружинный блок. Это позволяет конструкции трактора выдерживать нагрузку в полторы тонны. Главная передача приходится на передний мост. Мощность передаётся посредством двух конических шестерёнок. В основе дифференциала переднего моста – двойная обгонная муфта храпового типа.

Кабина «ЛТЗ-55»

Нельзя не отметить устройство кабины трактора. Поскольку для своего времени это было довольно комфортное и умно, эргономично обустроенное рабочее место механизатора. Хотя, конечно, в начале девяностых ещё и не помышляли о таких вещах, как климатические системы для кабины, и вентиляция была естественной – через форточку и лючок. Кабина трактора «ЛТЗ-55» была сделана достаточно герметичной, и печка работает хорошо, обеспечивая тепло ногам в морозную погоду.

Кабина «ЛТЗ-55»

В кабине «ЛТЗ-55» 1995го года выпуска

Конечно, качество уплотнителей кабины ещё не позволяет говорить о качественной шумо- и виброизоляции рабочего места. Однако по сравнению с предшественником – трактором «Т-40» это был существенный шаг вперёд. В разы увеличилась площадь остекления и, соответственно, обзор из кабины. Все приборы расположены эргономично и удобно, «под рукой». Рулевая колонка и кресло механизатора можно регулировать по высоте. А также по степени наклона руля и расположению рулевого колеса.

Модификации трактора «ЛТЗ-55»

Наряду с базовой, заднеприводной моделью, липецкий завод успел выпустить ещё несколько модификаций своего нового трактора:

  • «ЛТЗ-55А» – полноприводной вариант трактора, со всеми четырьмя ведущими колёсами;
  • «ЛТЗ-55Н» – модель с пониженным клиренсом, для работы на склонах;
  • «ЛТЗ-55АН» – трактор с пониженным клиренсом и полным приводом «в одном флаконе»;
  • «ЛТЗ-55АЛ» – модель с пониженным уровнем давления на грунт.
Модификации трактора «ЛТЗ-55»

Полноприводная модификация липецкого трактора

Кроме того, предполагалось наладить серийный выпуск данных тракторов открытого типа, без кабины, специально для работы на хлопководческих, чайных и т.п. плантациях. Такие, «кабриолетные» трактора «ЛТЗ-55» собирались поставлять в республики Средней Азии и южные страны – союзницы СССР.

Особенности эксплуатации трактора «ЛТЗ-55» и отзывы владельцев

Положительных оценок от фермеров и механизаторов трактора «ЛТЗ-55» удостоились за такие свои особенности, как компактность и небольшой вес при солидной мощности; а также хорошие показатели маневренности и проходимости. В соединении с высокой универсальностью (возможностью агрегатирования с самым разным оборудованием), это помогает выполнять самый широкий спектр сельхозработ. В том числе и тех, которые требуют большой точности, аккуратности, скорости и минимального давления на грунт.

Особенности эксплуатации трактора «ЛТЗ-55» и отзывы владельцев

За рулём «ЛТЗ-55» 1993го года выпуска

Немало похвал заслужил безотказный и неприхотливый дизельный двигатель «Д-144», демонстрирующий стабильную работу даже при экстремально низких или высоких температурах. Расход солярки на порядок ниже, чем у «МТЗ-80»; экономичность «ЛТЗ-55» у многих крестьян на первом месте в списке его достоинств.

Среди прочих плюсов липецкого трактора, владельцы указывают также на простоту его конструкции и ремонтопригодность. Текущий ремонт и регулярное тех. обслуживание могут производиться без привлечения специалистов. Если нужно, то и непосредственно в полевых условиях. С запасными частями и их совместимостью также проблем обычно не возникает. Многие детали подходят от «Т-40», до сих пор имеющихся в хозяйствах в изобилии. В тракторе отсутствует сложная электроника, основные узлы имеют свободный и относительно удобный доступ.

Некоторые проблемы может временами доставлять сравнительно небольшое тяговое усилие. С тяжело нагруженным прицепом весящему довольно немного трактору «ЛТЗ-55» бывает трудно тронуться с места. Есть нарекания и по поводу систематически случающихся протечек масла и топлива. Что говорит о низкого качества сальниках, прокладках и стыках.

В процессе эксплуатации обнаружилась и такая проблема: шпильки в сцеплении – настоящее «больное место» новых липецких тракторов. Нужно работать очень аккуратно, иначе «ЛТЗ-55» часто рвёт шпильки на сцеплении. Возможно, дело в том, что корзина сцепления досталась ему «в наследство» от «Т-40», а двигатель к ней прилагается уже гораздо «бодрее». И весь крутящий момент передается через эти три шпильки.

Хотя есть и другая версия: низкое качество металла, из которого сегодня изготавливают шпильки и болты. Так как при замене соответствующих запчастей на советские, снятые с «Т-40», проблема обычно больше себя не проявляет. Вообще, к качеству современных сплавов и изделий из них часто возникают нарекания, и это проблема не только «ЛТЗ-55».

Трактора «ЛТЗ-55» на вторичном рынке

Ещё одно несомненное достоинство, которое могло бы способствовать успеху трактора «ЛТЗ-55» на внутреннем рынке России и республик бывшего Союза (если бы не крах завода), – это его относительно небольшая стоимость. Тракторов этой модели за девяностые годы успели выпустить не так много. Соответственно, и на современном вторичном рынке «ЛТЗ-55» представлен слабо. Однако на сайтах объявлений можно найти б/у-шные трактора «ЛТЗ-55». При этом разброс цен составляет от 60 000 до 300 000 рублей, в зависимости от технического состояния и степени выработки ресурса. По нынешним временам это, как говорится, «ну очень смешные цены». Лучше всего приобретать трактор, двигатель которого прошёл капитальный ремонт.

Трактора «ЛТЗ-55» на вторичном рынке

Подобный «ЛТЗ-55» можно приобрести за сравнительно небольшие деньги.

В целом, «ЛТЗ-55» представляет собой универсальный, чрезвычайно многофункциональный трактор 0,9 тягового класса для выполнения полного спектра сельскохозяйственных и коммунальных работ. Он стал достойным наследником и логическим продолжением легендарного липецкого «бестселлера» советских времён – «Т-40». Надёжным, недорогим и долговечным трактором широкого применения, который бы мог занять в хозяйстве специфическую нишу между «Владимирцами» и «Белорусами».

 

Нам очень важно ваше мнение. Оцените пожалуйста статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
оценивших 6, оценка: 4,83 из 5
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.