Трактор Т-4А: технические характеристики

Трактор Т-4А: технические характеристики

Трактор Т-4А – настоящий трудяга, суровый работник сельского хозяйства. О его назначении говорит все – форма кузова, расположение кабины и её конструкция, наличие возможности устанавливать различное навесное оборудование. Для времени своего выпуска трактор обладал выдающимися рабочими характеристиками – они остаются актуальными до сих пор.
Если проводить аналогию – трактор Т-4А настоящий тяжеловоз, он относится к 4 тяговому классу! Его мощный двигатель позволяет трактористу осуществлять глубокую вспашку, сплошную культивацию и уборку сельскохозяйственных культур. Охарактеризовать трактор можно всего двумя словами – суровость и характер!

Трактор Т-4А. История создания

«Дедушкой» трактора Т-4А является трактор Т-4. Он был выпущен на Алтайском тракторном заводе в далеком 1964 году. Производство данной модификации продолжалось на протяжении всего 6 лет. Прекращено оно было в 1970 году. Трактор Т-4А изначально позиционировался для решения различных задач в сельском хозяйстве. В первую очередь для выполнения пахотных работ. Именно с этим связано множество его конструктивных особенностей.

Сам трактор Т-4А имеет более долгую историю в отличие от своего предшественника. Фактически, Т-4А представляет собой углубленную модернизированную версию Т-4 с более мощным двигателем и иными особенностями. Производство версии «А» осуществлялось в течение 28 лет подряд – с 1970 по 1998 год. За весь этот период времени трактор пережил множество частичных модернизаций. Они коснулись как его внешнего вида, так и силового оборудования.

Чаще всего трактор использовался на целинных землях – в Сибири и Казахстане. Земля в тех регионах была сложная, именно с этим связана большая мощность рассматриваемой техники. В течение всего времени выпуска производство и модернизация осуществлялись на территории АТЗ – Алтайского тракторного завода. Данное тракторостроительное предприятие располагается в городе Рубцовск, Алтайского края.

Завод появился в далеком 1942 году на основе эвакуированного оборудования Харьковского тракторного завода. После прекращения существования СССР АТЗ начал быстрыми темпами сокращать свое производство. В 2007 году завод начал постепенно обанкрочиватся. В 2011 году завод был ликвидирован окончательно, в настоящее время разрушен. Преемником АТЗ является ООО «Завод Алтай трактор».

traktor T-4A

 

Технические характеристики трактора Т-4А

Несмотря на ранние годы проектировки и начала производства трактор Т-4А является настоящим богатырем в своем классе. Его технические характеристики являются действительно выдающимися. Даже в сравнении с существующими сегодня современными аналогами он продолжает выглядеть достаточно внушительно.

Габаритно-массовые показатели

Рассмотрим массовые и габаритные показатели данной техники – это позволит представить его в работе, оценить удобство использования в различных условиях:

  • объем топливного бака, л – 320;
  • ширина создаваемой колеи, мм – 1384;
  • длина продольной базы, мм – 2 522;
  • величина дорожного просвета, мм – 340;
  • ширина используемых в конструкции башмаков, мм – 420;
  • величина давления на почву, МПа – 0.04.

Габаритные размеры самого кузова:

  • длина от задней части гусениц до переднего края кузова, мм – 4 684;
  • ширина от краев гусениц, мм – 1 952;
  • высота от нижней части гусениц до верхней части кабины, мм – 2 545.

Конструктивная масса со всеми заправочными жидкостями составляет 8 145 кг. Многие считают трактор неповоротливым из-за большого веса. Но благодаря мощному двигателю он легко справляться со своей работой даже на самых твердых почвах! Трактор Т-4А покажет себя настоящим трудягой в любых условиях.

Двигатель

В тракторе использовался самый настоящий гигант по сравнению с остальными моторами – дизельный двигатель А-01. Его рабочие параметры являются поистине выдающимися даже сегодня, спустя десятилетия с момента начала выпуска.

Существует три различных модификации мотора. Все они в различные периоды времени использовались в тракторе Т-4А:

  • А-01МСИ-1;
  • А-01МРСИ-1;
  • А-01МКСИ-1.

Рабочие характеристики их, несмотря на разную маркировку, схожи как у родных братьев:

  • тип мотора – четырехтактный;
  • суммарное число цилиндров, шт. – 6;
  • расположение цилиндров – вертикально/в ряд;
  • работа цилиндров осуществляется в следующем порядке:1/5/3/6/2/4;
  • диаметр охвата цилиндра, мм – 130;
  • величина хода поршня, мм – 140;
  • величина номинальной мощности, л.с. – 135;
  • номинальная частота вращения коленвала, мин-1 – 1 700.

traktor T-4A dvigatel

Коробка передач

«Сильным» место трактора является именно его коробка. Она представляет собой механическую КПП, которая оснащается реверс – редуктором. Имеется 4 скорости для движения назад и 8 скоростей – для движения вперед. Фактически, данная коробка является аналогичной используемой на предшественнике – трактора Т-4. Она не модифицировалась.

Ходовая часть (трансмиссия)

Ходовая часть как и коробка переключения передач была полностью унаследована от предшественника. Основными её составляющими частями являются:

  • две специальные гусеничные цепи;
  • специальная балансировочная рессора – стабилизирует трактор на крутых склонах, не дает ему перевернуться;
  • две гусеничные тележки.

traktor T-4A hodovay

Кабина и управление трактором

Изначально кабина трактора был выполнена из металла и была утеплена по минимуму. В дальнейшем проводилось множество модернизаций. Все это в совокупности позволило добиться более-менее приемлемых условий работы для водителя. Хотя при этом до комфортабельности было далеко. Трактор Т-4А – машина для настоящих мужчин! В кабине имеется отопление и вентилятор/пылеотделитель. Присутствует кресло для пассажира.

Управление машиной осуществлялось при помощи нескольких рычагов различного назначения. Переключение скоростей выполнялось при помощи сухой муфты сцепления – в действие она приводилась специальной педалью. Все расположенные на приборной панели датчики использовались только аналогового типа – даже на моделях, произведенных в последние годы существования АТЗ.

traktor T-4A kabina

Модификации трактора Т-4А

Фактически, у трактора Т-4А имелась всего одна действительно серьезная модификация – Т-4АП. Остальные модели строились на этой же базе, но имели незначительные отличия от своего оригинала. Основным назначением Т-4АП являлось использование в сфере строительства, а также мелиоративных работ.

Существуют две разновидности данной модификации:

  • Т-4АП-С1 – оснащается гидравлической системой для работы с бульдозерами, специальным корчевателем-собирателем;
  • Т-4АП-С2 – имеется гидравлическая система для выполнения различных работ совместно со скрепером.
traktor T-4A-4AP

Трактор Т-4АП

Помимо обозначенных выше модификаций имеются также изготовленные на базе трактора Т-4АП:

  • ДП-24;
  • ДЗ-101.

ДП-24 оснащается специальным отвалом. Основное его назначение – использование на строительных объектах для решения различных задач. Нередко ДП-24 применялся для валки леса, достижения иных целей.

traktor T-4A DT24

Трактор ДП-24

ДЗ-101 также отличается от базовой версии наличием отвала. При этом имеет модифицированную гидравлическую систему большей мощности. На кабине установлено два дополнительных фонаря освещения. Применяется как и ДП-24 для строительства, мелиорации и валки, уборки леса. Существуют модификации, различающиеся наличие дополнительного навесного и иного оборудования.

traktor T-4A DT101

Трактор ДЗ-101

Опыт эксплуатации трактора Т-4А: достоинства и недостатки

Как и любой другой продукт инженерной мысли рассматриваемая машина имеет свои достоинства и недостатки. Проект сам по себе достаточно неоднозначен.

Водители, осуществляющие эксплуатацию, а также конструктора выделяют следующие серьезные недостатки конструкции:

  • по сравнению с аналогичными машинами (например, ДТ-75), данный трактор более сложен в ремонте, обслуживании;
  • используемый двигатель имеет повышенную шумность – к серьезным недостаткам это отнести сложно, но работа в ночные и утренние часы на Т-4А в жилых районах будет затруднена;
  • фрикционные ленты изнашиваются на данной модели очень быстро – для их замены в обязательном порядке необходимо будет демонтировать топливный бак (что сделать далеко не просто);
  • гусеницы трактора, устанавливаемые непосредственно на заводе-изготовителе, недостаточно прочны, надежны.

К наиболее существенным недостаткам стоит отнести именно полужесткую подвеску. В случае работы в зимний период, когда работы выполняются на замерзшем грунте, водитель испытывает сильную тряску. Это доставляет серьезный дискомфорт, негативным образом сказывается на усталости водителя.

Главным же недостатком является именно малая скорость передвижения – даже при учете гусеничного хода. Аналогичные модели с такой же или близкой мощностью двигателя показывают в разы лучшие результаты. Причиной тихоходности является использование в конструкции полужесткой подвески. Максимальная достигаемая скорость трактором Т-4А – не более 9 км/ч. Именно поэтому трактор является узкоспециализированным, пригодным только для выполнения определенных задач.

В первую очередь это именно пахота. В летний и осенний периоды трактора этого типа практически не использовались. В этом плане трактора Т-150, Т-74 и ДТ-75 отличались более выгодно.

В то же время трактор Т-4А не лишен некоторых серьезных достоинств. В первую очередь к таковым стоит отнести:

  • долговечность;
  • отсутствие проблем с запасными частями – можно приобрести как подержанные, так и новые детали, узлы целиком в сборе;
  • отличные ходовые качества – благодаря специальной рессоре трактор может легко преодолевать крутые подъемы на пересеченной местности;
  • мощная отопительная система – даже в суровый мороз внутри кабины замерзнуть достаточно сложно;
  • отличный круговой обзор;
  • герметичность кабины – в последние годы выпуска были осуществлены доработки водительского отделения, в результате чего пыль полностью перестала попадать в кабину.

Чаще всего возникают поломки следующих узлов трактора Т-4А:

  • крестовина карданного вала – может попросту разбиться при большой нагрузке и внушительной наработке моточасов;
  • текут фланцы на насосах гидравлической системы – лечится заменой резиновых уплотнительных колец.

Прежде, чем приступить к использованию данной техники, стоит обязательно проверить целостность шлангов гидравлической системы.

Важно помнить: чаще всего проблемы возникают из-за некачественных деталей, уже побывавших в ремонте. Нередко случаются протечки через резиновые уплотнительные кольца.

Покупка б/у трактора Т-4А

Стоимость трактора данного типа зависит от множества различных факторов. С каждым днем найти в хорошем или удовлетворительном состоянии такую машину становится все сложнее.

Цена Т-4А может колебаться от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких сотен тысяч.

Наибольшее влияние на стоимость такой техники оказывают следующие моменты:

  • год выпуска с конвейера;
  • наработка моточасов;
  • техническое состояние;
  • наличие дополнительного навесного оборудования в комплекте.
Наименование Год выпуска Место расположения Стоимость, рублей
АТЗ Т-4А 1988 г. Рубцовск 80 000
АТЗ Т-4А 1993 г. Атырау 125 000
АТЗ Т-4А с буровой установкой 1991 г. Курган 300 000
АТЗ Т-4А 1985 г. Топки 200 000

При выборе трактора стоит обратить внимание на основные его слабые места. Это позволит избежать множества различных сложностей в дальнейшем, необходимости вкладывать средства в ремонт.

Заключение

Трактор Т-4А имеет множество достоинств, но и не меньшее количество недостатков. Потому он будет интересен не только как рабочая техника для выполнения различных задач, но как самый настоящий конструктор для взрослых! Именно поэтому если страх перед мощной техникой, грязными руками и необходимостью ремонта отсутствует, то можно смело приобретать данную модель трактора.

С его помощью можно будет не только вспахать землю, выполнить иную работу, но и получить незабываемые впечатления от ремонтных работ в сложных условиях!

Нам очень важно ваше мнение. Оцените пожалуйста статью: 1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
оценивших 1, оценка: 5,00 из 5
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.